Стать ненужным

Когда я был молодым программистом, я думал, что менеджеры по сути не нужны. Казалось, что технических знаний у них не хватает, а вся их работа — это тасовать задачки и собирать совещания. Но было приятно, что можно на них слить всякие уточнения, встречи, составление формальных заданий или документации. Про продактов тогда вообще речи никто не вёл.

Когда я начинал бизнес, эта идея развилась. Идеальной командой казалась самоорганизующаяся группа профессиональных программистов, которая может и выяснить проблему, и договориться об условиях работы, и работать прозрачно в контакте с клиентом, и запилить всё технически, и аналитику вкрутить. Но оказалось, что таких программистов рожают и выращивают маловато.

Реальность доказала необходимость менеджеров, а потом беспощадно превратила в одного из них. Irony, bitch.

Но реальность одно, а видение и цель другое. Поэтому заблуждение стало некоторым принципом, на который можно ориентироваться в выстраивании любого процесса.

Как выстроить процесс работы в команде?
Так, чтобы стать ненужным.

Как организовать мониторинг за метриками?
Так, чтобы стать ненужным.

Как построить процесс обратной связи?
Так, чтобы ты стал ненужным.

По факту здесь будет как у Дали: «Не бойтесь совершенства. Вам всё равно никогда его не достичь». Сейчас я не вижу высокой вероятности того, что менеджеры останутся без работы в ближайшие десятилетия.

Но благодаря такому подходу выстроенные системы постепенно начнут избавляться от bus factor, команды постепенно станут проактивнее и осознаннее, доверие в команде и вовне будет повышаться, сна будет побольше, волосы будут мягкими и шелковистыми, кожа гладкая, а отпуск можно будет провести, не втыкая в телефон каждые 5 минут.