Менеджерам и другим работникам умственного труда для успешной карьеры и прогресса нужны не только специфичные для области/роли/функции знания, но и набор базовых навыков.

Эти базовые навыки оцениваются при найме и позже сильно влияют на результаты, на качество взаимодействия с коллегами, на скорость развития в процессе работы и в жизни тоже. Вне найма, например, на фрилансе или в бизнесе, кажется, эти навыки ещё более важны.

Среди таких навыков для себя выделяю следующие (список пополнен фидбеком читателей в твиттере и телеграме, очерёдность не означает приоритет):

  • уметь критически мыслить
  • печатать вслепую
  • слушать активно
  • адаптировать стиль чтения под материал
  • эффективно вести заметки
  • писать грамотно и ясно
  • выражать свои мысли доступно
  • контролировать своё внимание и время
  • знать горячие клавиши используемых приложений
  • знать английский язык
  • уметь принимать обратную связь, критику
  • умение распознавать свои и чужие эмоции

Конечно, можно быть успешным и без перечисленного. Большинство из нас могут быть особенно хороши в некоторых навыках и слабы в остальных. Это спектр, а не бинарное состояние «есть всё или нет ничего». Гипотеза в том, что в среднем при наличии перечисленных навыков прогрессировать проще, открытых возможностей больше, а результаты качественнее.

Базовым навыкам можно научиться. Их прелесть в том, что часто они становятся автоматическим поведением. Разучиться можно только при очень долгом отсутствии практики.